Проверка работоспособности генератора «дедовским» методом с помощью снятия клемм аккумулятора при работающем двигателе может привести не только к поломке генератора, но и выходу из строя множества электронных компонентов автомобиля. Если под руками есть вольтметр, можно снять показания с аккумулятора, затем завести мотор и замерить напряжение бортовой сети на самом двигателе и с массы автомобиля. Оптимальные параметры 13,6-14,8 В. Значение ниже 12 и выше 15 В однозначно свидетельствуют о неисправности генератора. Понятно, что сигнал контрольной лампы зарядки, тусклый свет фар, разряженный аккумулятор предупреждают о том же. Хотя и не факт, что неисправность кроется в генераторе.
Выявить характер поломки генератора без его снятия с автомобиля в большинстве случаев проблематично. Неисправность может быть механической, её несложно определить, разобрав генератор. Главная причина механических неисправностей — несвоевременная замена и, как следствие, выход из строя подшипников. Например, латентные подшипники, применяемые в генераторах современных автомобилей, считаются надёжной деталью и подлежат замене через 200 тысяч километров.
Точно выявить проблемы в электрической части значительно сложнее. Изношенные щётки и обрыв в цепи — самый простой вариант. Но это может быть поломка выпрямляющего диодного моста, обрыв или замыкание силовых обмоток, пробой диодов, обрыв проводников и ещё ряд причин. Комплексную диагностику генератора можно сделать только в стационарных условиях на испытательном стенде.