Замена «кривому стартеру»
Вернемся в прошлое, к истокам машиностроения. В начале прошлого века многие инженеры и конструкторы ломали голову над тем, чем заменить заводную рукоятку. Одни экспериментировали со сжатым воздухом, во время работы двигателя накапливавшемся в специальном резервуаре. Другие пытались использовать выхлопные газы. Третьи испытывали механизмы со спиральной пружиной, наподобие часовой. Электрический пуск всерьез никто не воспринимал, тогдашние электромоторы своими размерами превышали двигатель, который должны были завести. В 1910 году Байрон Джон Картер, президент компании Kartercar и хороший друг основателей «Кадиллака» Леландов — отца и сына, скончался от увечья, полученного при попытке помочь незнакомой даме завести заглохший Cadillac. Разнервничавшаяся владелица забыла о регулировке зажигания (на руле был специальный рычаг, с помощью которого при запуске устанавливался большой угол опережения), а галантный Картер счел неудобным ее проконтролировать. Машина взревела, и выскочившая заводная ручка попала Картеру прямо в темечко. Картер был далеко не последней жертвой заводной рукоятки, но именно его смерть подвигла убитых горем Леландов на разработку электрической замены. Как раз в это время на горизонте появился молодой инженер из Огайо Чарльз Кеттеринг, придумавший электродвигатель для кассовых аппаратов. Мировой рынок был переполнен кассами с ручным приводом. Электромоторчик пришелся как нельзя кстати. Электродвигатели, вписывающиеся в габариты кассового аппарата, были слишком слабы, чтобы работать без перегрева. Но Кеттеринг правильно учел, что для работы кассы достаточно нескольких оборотов мотора, а в промежутках между включениями двигатель успеет охладиться. Ту же идею он использовал и в автомобильных стартерах. Собрав в лаборатории General Motors сравнительно небольшой и слабый мотор, привез его в Детройт в 1912 году, где стартер был установлен на автомобиль. Важно, что электромотор входил в зацепление не с коленчатым валом двигателя, а с зубцами маховика, что значительно снижало требования к его мощности. А проблема перегрева решалась, как и в кассах – за короткое время пуска электродвигатель просто не успевал нагреться. Королевский автомобильный клуб отобрал два автомобиля для испытаний. Стартер первого запускал двигатель за 3 секунды, второго — за 4,2. Каждый автомобиль был испытан на 1000 стартов. Стартер получил путевку в жизнь. С тех времен стартеры изменились размерами и их ряд стал более разнообразен. У каждого производителя есть свои отличительные особенности и хитрости.
Где ремонтировать?
Но вернемся к нашему мертвому стартеру. Если вы так и не смогли ничего поделать с автомобилем, обратитесь в автомастерскую. Владельцам отечественных автомобилей, кроме незапланированных трат на ремонт механизма, в целом беспокоиться нечего. В любом автомагазине они найдут детали для ремонта или стартер целиком. Другой вопрос, чьей он сборки и какого качества, но об этом в другой раз. С иномарками все посложнее. Самый крупный производитель стартеров Bosch. Агрегатами этой фирмы комплектуются «Мерседесы», «Фольксвагены», «Ауди» и многие другие европейские марки. Для японцев стартеры производят Mitsubishi, Hitachi, Denso, Mitsuba. Для грузовиков стартеры делают Nikko, Savafudzi, Bosch, Delco. Наряду с этими крупными производителями существуют и более мелкие, редко встречающиеся – Mando, Motorcraft. В настоящее время любой импортный стартер пригоден к ремонту, нет дефицита запчастей. Детали могут быть как оригинальные, так и вторичных производителей (приобретение которых существенно уменьшит затраты на ремонт стартера). Ну а чтобы ситуация не повторилась не пренебрегайте профилактикой. Иномарка у вас или отечественное авто, плановый ремонт с заменой мелких, наиболее изнашиваемых, деталей (втулки, щетки, подшипники) впоследствии принесет экономию, а самое главное — избавит вас от нежданных поломок. В любом случае, если с вашим автомобилем что-то случилось, доверяйте «реанимацию» профессионалам.